Распечатано со страницы сетевого узла «Русское Дело».



Раздел "Русская мысль"



РЕВНИТЕЛИ В ЕРМОЛКАХ

Константин Душенов



С чем связана активизация "православного еврейства" внутри Русской Церкви?

Еврейское засилье, убивающее сегодня Россию, увы, не обошло стороной и Русскую Православную Церковь. Роль евреев в современной церковной жизни явно непропорциональна. В то время, как подавляющее большинство рядовых верующих – русские, в среде архиереев Московской Патриархии и настоятелей важнейших храмов крупных городов еврейская прослойка просто бросается в глаза. В разных концах страны сегодня можно услышать из уст верующих грустную шутку: "у нас в епархии не архиерей, а архиеврей"...

Чего же добиваются "православные евреи" от Русской Церкви? Какие цели преследуют? Кому служат? Такие вопросы тревожат сегодня многих. И письмо Эдельштейна – хороший повод начать серьезный разговор на эту тему.

При том, однако, важно не упрощать ситуацию. Среди православных евреев были и есть люди весьма разные. Хорошие и плохие. Искренние и лицемерные. Благочестивые и порочные.

Был, например, отец Николай Эшлиман – автор (совместно с Глебом Якуниным, тоже, кстати, священником "с прожидью") нашумевшего открытого письма к Патриарху Алексию I (Симанскому) с требованием прекратить внутрицерковные беззакония, написанного еще в 1965 году. Был и Лев Регельсон, историк, автор замечательного исследования "Трагедия Русской Церкви", первый – совместно Феликсом Карелиным и Виктором Капитанчуком – мирянин, обратившийся к Собору 1971 года с обличением еретических беззаконий митрополита Никодима (Ротова). Короче, чесать в этом вопросе всех под одну гребенку было бы опрометчиво.

Но при этом надо честно сказать: лицо православного еврейства в современной России определил, увы, не Регельсон. Сегодня это лицо скорее напоминает парадный портрет главного питерского "архиеврея", митрополита Владимира (Котлярова). Или физиономии его многочисленных сородичей, заполонивших храмы обеих столиц и с завидной ловкостью продвигающихся вверх по иерархической лестнице. Или острые мордочки "православных журналистов" – вездесущих и кучерявых, наподобие Кырлежева со товарищи – откровенных русоненавистников и обновленцев, глубоко чуждых духу русского православного благочестия.

"Надо смотреть правде в глаза, – писал еще в 1993-м году митрополит Иоанн (Снычев), – еврей-священник, так же, как еврей-прихожанин, стал нередкой фигурой в Русской Церкви. И винить человека за факт рождения, за факт национальной принадлежности столь же противно церковным правилам и русским обычаям, сколь и отрицать серьезность проблемы, учитывая тот страшный след, что оставил еврейский религиозный экстремизм в русской судьбе". ("Одоление Смуты". Изд. "Царское Дело", 1995, с.314)

Я не буду здесь вдаваться в рассуждения о том, как и почему в современном русском церковном сознании сформировался тот образ "православного еврея", который нам всем хорошо знаком. Моя статья обращена к тем, кто это и без меня прекрасно знает. И задача ее другая: начать серьезный разговор на тему: "Что нам теперь с этим делать?"


* * *

Итак, в глазах русского человека "православные евреи" в массе своей – это церковные либералы, экуменисты, филокатолики, реформаторы обновленческого направления. И как правило, далеко не рядовые. Вот и Эдельштейн тоже либерал – член Хельсинской группы по правам человека. И тоже далеко не рядовой – напрасно он кокетничает, называя себя "рядовым сельским священником". Каждому, кто хоть немного знаком с нашей церковной жизнью последнего десятилетия, известно, что это далеко не так.

Однако речь пойдет не о евреях-либералах. С ними все более-менее ясно. Сегодня, в результате активной внутрицерковной борьбы последних лет, они довольно прочно заперты в своем либерально-экуменическом гетто, окруженном массами рядовых русских "православных фундаменталистов".

Гораздо большего внимания, на мой взгляд, заслуживает другой феномен. В последнее время нам пришлось столкнуться с новым типом "православного еврея". Это – "еврей-ревнитель". Вспомним: кто первый в 1998-99 годах поднялся на борьбу с архиереем-содомитом в Екатеринбурге? "Простой русский игумен" с вологодской фамилией Рейдман! Кто совсем недавно взбаламутил церковную общественность сообщением об архиерее-идолопоклоннике из Чувашии? Еще один "простой русский батюшка" из славного рода Берманов. Вот теперь и "рядовой сельский священник" Эдельштейн вопиет о церковных беззакониях, обращаясь не к кому-нибудь, а к самому президенту России.

И в каждом случае – прошу заметить, это важно! – их действия имеют под собой реальные основания и спорить сними по существу проблем, которые они подымают, трудно. Ну, в самом деле, кто же будет защищать архиерея-содомита, или митрополита-кагебешника! Не вдаваясь в подробности личных мотивов (допускаю, что порой они могут быть вполне искренними) нам представляется все же весьма важным дать оценку этого нового явления с точки зрения русского православного сознания.

Думаю, большую часть "православных евреев" действительно серьезно беспокоит нынешняя слабость, коррумпированность и недееспособность церковной власти. Но почему? Потому ли, что церковная бюрократия является главным препятствием на пути возрождения истинного церковного благочестия? Потому ли, что нравственная распущенность церковного начальства дискредитирует Церковь в глазах общества? Потому ли, что засилье высокопоставленных вероотступников мешает духовному очищению народа и русскому религиозно-национальному возрождению?

Нет, скорее всего, причины их беспокойства иные. Гораздо более вероятно, что они опасаются потерять то привилегированное место в системе церковного управления, которое сумели обрести за несколько последних десятилетий. Опасаются стихийного роста низовых черносотенных настроений, на глазах набирающих силу на фоне еврейского засилья в стране и в Церкви. Боятся неконтролируемого взрыва того самого исконного русского благочестия, которое не потерпит их кагального "пгавославия"...

Да, им нужна жесткая, энергичная и деятельная церковная власть. Нужна для того, чтобы сдержать процессы "русификации" Московской Патриархии, которые набирают силу в последние годы в связи с резким увеличением числа приходов. Для того, чтобы подавить "экстремистов", "мракобесов" и "маргиналов", а на деле – ревнителей русского православного благочестия – стремящихся вырвать церковный организм из-под их мертвящего, убийственного влияния.

Нынешнее священноначалие на такое подавление не способно. И жесткая критика патриарха Алексия, столь необычная в устах священника-еврея, показывает, что они уже "списали" его, как "не отвечающего требованиям времени". На этом фоне жалобы Эдельштейна на церковных кагебешников, адресованные – кому?! – главному кагебешнику страны Владимиру Путину, выглядят весьма символично. Мол, что ж вы там, совсем запустили ситуацию...


* * *

А как же нам, русским и православным, следует поступать в сложившихся условиях? Вопрос этот далеко не праздный, ибо от его своевременного и правильного решения зависит многое. Как минимум – сроки и темпы русского возрождения, перспективы очищения Церкви от еретиков и вероотступников (вовсе не обязательно – евреев), рост православного влияния на государственную политику российского руководства.

Конечно, исчерпывающий ответ на него невозможно сформулировать в газетной статье. По большому счету, его может дать лишь сама жизнь, соборный опыт русского православного самосознания, реальная практика современной национально-освободительной борьбы русского народа против врагов Веры и Отечества.

Но кое-какие контуры наметились уже сейчас. Я лично думаю, что "русский ответ" на "еврейскую болезнь" современного отечественного Православия следует разделить на две части – отрицательную и положительную.

Отрицательная часть состоит из ответа на вопрос: чего не надо делать?

Здесь, бесспорно, в основу должно лечь правило святителя Иоанна Златоуста, сформулированное сим великим угодником Божиим еще полторы тысячи лет назад в его знаменитых "словах против иудеев".

Правило это кратко и ясно: не сообщайтесь! Не вступайте (по возможности, конечно, исходя из реальной обстановки и практической необходимости) с ними в общение – будь то общение бытовое, служебное, тем паче духовное – и вы обезопасите себя от дурного влияния.

Ведь стараемся же мы избегать общения с заразными больными, а духовная зараза, без сомнения, страшнее и пагубнее, нежели телесная! Кстати, нелишне будет вспомнить, что именно такое поведение предписывают православным христианам каноны, запрещающие им лечиться у врача иудея, мыться с ними в бане и т.п. Другое дело, что в нашей ситуации эти правила в полной мере неприменимы, ибо речь идет не об иудеях-талмудистах, но о "православных евреях", т.е. людях, формально являющихся христианами, как и мы. Но и с ними, как показывает практика, от общения лучше воздерживаться: пусть себе общаются друг с другом, силен Господь спасти их – коли они искренни в своем православии – и без нашего участия.

Что касается евреев-священнослужителей, которых, увы, слишком много, то этот вопрос требует отдельного, внимательного и подробного богословского рассмотрения. На мой взгляд, лучше всего новых вовсе не рукополагать. Ведь ничего крамольного в мысли о невозможности рукоположения евреев в священный сан нет. Да, действительно, в Святых Канонах отсутствует четкая формулировка, запрещающая еврею быть священником. Но Святые Отцы единогласно учат: Господь Бог не гневается на нашу "подозрительность" – даже тогда, когда она касается явлений, от Него исходящих и по Его воле бываемых – если причина этой подозрительности в боязни ошибиться и повредить спасению души.

Так неужто Он прогневается на нас, если мы откажемся рукополагать евреев из боязни навредить Церкви Христовой? Не верю! Тем более, что в данном случае такая "подозрительность" базируется на огромном фактическом материале об уже содеянных ими преступлениях против Православия.

Любой еврей-епископ, еврей-священник должен знать, что верующие внимательно наблюдают за его действиями. Уверен, что еврея, искренне отвергшегося от жидовского нечестия, искренне раскаявшегося в страшном преступлении своих сородичей, это не обидит.


* * *

Но важнее, конечно, положительная часть программы. Что надо сделать, чтобы изжить нашу нынешнюю немощь? Ответ давно известен – надо объединиться. Здесь вся соль в том, как именно следует объединиться русским людям для того, чтобы пресечь смуту и возродить Святую Русь? В рамках какой структуры, какой организации должно проходить такое возрождение?

Думаю, ни у кого не должно быть сомнений, что такой опорой для Русского Воскресения может быть только Церковь Христова. Нам следует объединиться не формально – организационно или административно. Такое объединение проблемы не решит, и сколько бы новых "патриотических", "национальных" и даже "православных" партий не возникало в современной России, скорых и ощутимых плодов от их появления ждать вряд ли стоит (хотя, конечно, они могут и должны внести свой вклад в общее русское дело).

Главное – единство в духе. Единство веры и упований, надежд и чаяний, которыми томиться ныне русская душа. Единство благодатных сердечных чувств –покаяния и пламенной ревности, мужества и терпения, радости и печали, любви и ненависти. Только такое духовное единство, недостижимое вне церковной благодати, преподаваемой нам в Таинствах Христовых, может обеспечить практическое единство действий и поступков, столь необходимое сегодня нам для борьбы за грядущее Русское Воскресение.

Враги наши паразитируют и процветают на нашем равнодушии к святыне, на нашей лени и нерадении, безразличии и беспечности, короче говоря – на наших страстях, грехах, пороках. Здесь корень. Сюда и надо направить главные усилия. Единственный адекватный ответ разлагающему еврейскому влиянию в Русской Церкви – это личное благочестие каждого из нас. Вот фундамент! И только на нем можно строить программы и планы практических действий, направленных на исцеление "еврейской болезни" современного Русского Православия.

Помоги нам, Господи Иисусе! Аминь.